Средства работы с цветом

Цвет

Можно улыбнуться, ибо далее иллюстрации будут более жизнерадостными. Это я к тому, что если тон образует форму, то цвет организует ее эмоциональное наполнение. Если цвет без тона не имеет плоти, то тон без цвета не имеет живости, радости жизни. И многие странички с черным фоном (особенно с черепами, костями и надписью «BLOOD») создают соответствующее настроение для черных меланхоликов, желающих на подобной страничке предаться суициду. Стоит посмотреть на предыдущий пример в прошлой статье и попытаться ощутить радость жизни. Ни фига не выйдет.

Средства работы с цветом

Тут я слегка в затруднении. Нарисовать такую же штуку, как по работе с тоном, можно, но она будет только на один цвет. Ну можно еще парочку таких же. Количество цветов нельзя описать никакими 16-миллионными палитрами. На самом деле чувствительность человеческого глаза к цвету (да и к тону) совершенно разнообразна у людей. Я писАл с десяток выпусков назад о палочках и колбочках. Для свежести могу добавить еще о пороге чувствительности. Это то же самое, что слух. Хорошо слышать — еще не значит иметь музыкальный слух. Так же иметь глаза не значит чувствовать цвет. В качестве прикола байка от художников: «чувствуешь цвет — живописец, не чувствуешь — график». На самом деле, конечно же это только байка. Есть классическая музыка, есть джаз, есть попса. Так и тут. Хотя данная схема аналогов совершенно никуда не годится. Типа — умеешь рисовать только портрет — значит, рисуешь «руки в карманах, а ноги в густой траве».

Физиологические основы восприятия

Так вот, иметь музыкальный слух — чувствовать гармонию звуков в их соотношении, в мелодии. Иметь гармоничное цветовосприятие — ощущать гармонию цвета во всем их многообразии. Акцентирую — в соотношении. Один цвет сам по себе просто цвет, краска, исходный материал. Несколько сгармонированных цветов — это уже состояние, настроение, мелодия (если позволите так выразиться). Именно цветом передается весна, праздник, любовь.

Да, именно. Несколько близких по тону пастельных оттенков могут составить целый рассказ. И у каждого будут свои оттенки, ибо мироощущение у каждого свое. Так же и на вебовской страничке. Если вы внимательно покопаетесь внутри себя, то обнаружите, что вовсе и не черная страничка вам по душе, а нечто иное. А какое оно, это иное — только вам судить. Речь не идет о коммерческих страничках, где цвет часто определяется фирменным стилем. Но и там можно внести определенную долю нежности и даже чуткости :o ), личного вдохновения, разумеется, не выходя за рамки фирменного стиля. Поверить гармонию фирменным стилем :o ). Чем сейчас и попытаемся заняться.

Цветовой круг

Средства работы с цветом

Вот перед вами стандартный цветовой круг художников. Если вы сравните его с подобными штуками в компьютерных программах типа Fractal Design Painter (у меня ее нет, потому нет и образца-картинки, но я видел и успел заметить это...), то если в данном круге красный против зеленого, синий против оранжевого, желтый против фиолетового, то в программных продуктах подобный вариант просматривается весьма условно. Видимо, это связано с длиной волны и математическими моделями (почему на гитаре лады разные, а у пианино клавиши одинаковые :o ).

Итак, вернемся к красному и зеленому. Против ранее виденного вами этого круга в одном их прошлых выпусков сегодня в нем появился треугольник. Он выделяет основные цвета, триаду. Имея три эти краски, художник может составить практически любой цвет. Когда-то в юные годы, учась в художественном училище, я озадачился этим и избавил ради эксперимента палитру от остальных красок. Результат оказался потрясающим в том смысле, что работы очень много приобрели по качеству и цельности цвета, а мышление заработало совершенно в другом направлении. От простой раскраски я сразу (почти) перешел к более творческой, разумной работе с цветом. Могу добавить и то, что все-таки пришлось добавить на палитру белила и черную (свет и тон).

Используя эти три цвета, можно получить оранжевый путем смешения красного и желтого, фиолетовый — синего с красным, зеленого — желтого с синим. Смотрите на картинку — именно они находятся между тремя основными цветами. Такие составные цвета второго уровня называются дополнительными (но не потому-что второй уровень). А потому, что работая в паре с противолежащим по кругу основным цветом, они образуют акцентную пару, максимально усиливая основной цвет, его звучание. Обычно в такой паре основного цвета с дополнительным (противолежащим по кругу) более теплый цвет должен определять первый план, а более холодный — второй план. Как это. Оранжевый на синем будет великолепно, а синий на оранжевом — немного дырой в нашем пластическом пространстве.

Средства работы с цветом Средства работы с цветом Средства работы с цветом

Разумеется, это пока еще не гармония. Это напряжение, максимальный акцент, вызванный противостоянием цвета. Для белого это будет черный, и наоборот. Но прекрасный пример поиска цветов по цветовому кругу. К сожалению, я смутно представляю, как этот поиск проводить по компьютерной круглой палитре, олицетворяющей этот круг. В фотошопе я этого варианта не нашел. Видимо, именно по этой причине несоответствия линейных математических моделей волновым спектральным моделям.

Практическое использование теории цветоведения в творческой практике

Средства работы с цветом Средства работы с цветом Средства работы с цветом

Я думаю, что основным фактором при создании этой теории стало то, что в природе преобладает цвет, полученный в результате отражения солнечного света от предметов (объектов). И при имитации такого варианта на практике невозможно получить смешением именно данные цвета (кроме как на экране монитора, где используется цвет прямой цвет свечения). Но зато можно получить все другие оттенки смешением именно этих трех цветов (рис.1). Скажем, различные оттенки зеленого мы получаем смешением желтого и синего в различных пропорциях. Красный и синий дадут различные оттенки фиолетового. Красный и желтый — дадут оранжевый и его оттенки. Если смешать полученный зеленый и готовый синий — получим сине-зеленый и так далее, до полного заполнения цветового круга (рис.2). Для сомневающихся рекомендую поэкспериментировать с акварелью. Это прием получения цветового круга («экватора» практически во всех системах).

Для получения более темного или более светлого оттенков «экваториального» цвета достаточно смешать его в нужной пропорции с черным или белым цветом (практика живописи конкретными красками так же отличается от теории некоторыми особенностями ). На третьей картинке — пример получения темно-зеленого и светло-зеленого из насыщенного зеленого путем смешения с черным и белым. Так же получаются и красно-коричневые, и бордо, и все другие цвета.

Это — живописная часть теории.

Но основная прелесть этой теории — в ее композиционных свойствах. И в возможностях ее практического использования. И именно это место не работает в достаточно крепкой и сильной, а главное — очень симпатичной теории Дмитрия Кирсанова из-за применения компьютерных цветовых систем.

Средства работы с цветом Средства работы с цветом Средства работы с цветом

Итак, возьмем три основных цвета и создадим путем попарного смешения промежуточные: оранжевый, зеленый и фиолетовый (рис. 4). Теперь мы имеем упрощенную схему цветового круга, основной особенностью которого является наличие основных и дополнительных цветов. Но дополнительными эти цвета (оранжевый, фиолетовый и зеленый) называются потому, что они усиливают свойства ПРОТИВОПОЛОЖНОГО по схеме основного цвета (рис.5). Каждый цвет в такой парочке заставляет звучать свой антипод максимально мощно, так же сильно звучит и он сам. Разумеется, таких пар — бесчисленное количество. Для каждого цвета всегда есть его дополнительный цвет. Для черного цвета — это белый.

На рисунке 6 показан способ получения такой пары среди очень сложных оттенков. Дополнительный цвет идеален для акцентирования основной идеи вашей работы. Передвигаясь по кругу от прямого противостояния до практически соседних цветов, вы будете ослаблять это напряжение. Скажем, пара зеленый-синий имеет меньшее напряжение, чем пара синий-красный.

Совершенно не обязательно напрягать цвет на полную мощность, особенно на веб-страницах. Но приведя цвет в гармонию, вы будете иметь дополнительный фактор успеха.

Разумно и грамотно используя эту теорию на практике, вы сможете строить нужные вам цветосочетания с нужным напряжением, правильно акцентировать свои странички и художественные работы. И вы уже не будет зависеть от компьютерной палитры, благодаря которой комп. дизайнеры выдают иногда потрясающе дохлые серо-оранжевые или циано-мажентовые сочетания. Так же вы поймете, что выбор цветосочетаний — это не просто подстановка трех-четырех цветов в систему методом случайного тыка, а достаточно разумная логическая операция с использованием определенных знаний и вашего эстетического опыта.

Думаю, на сегодня пора остановиться. Много — это не всегда хорошо, особенно в плане усвояемости материала. А тема цвета в данном аспекте настолько велика, что мы посвятим ей еще и следующий выпуск (как бразильский сериал — прервем на самом интересном месте :o )

Виктор Вязьминов

Рекомендуем почитать:
Типографская врезка
Старая текстура
Многоцветный полупрозрачный эффект хамелеона


Оставить комментарий: