Графика — это «искусство, ограниченное в средствах ...».
Характерная черта графического творчества условность.
XVI век в Испании славен не только именами Сервантеса и Лопе де Вега, он характеризуется также пышным расцветом искусства шрифта. Наиболее видными мастерами были Хуан де Исиар и Франциско Лукас. Совершенно очевидно, что они, как и многие другие, были хорошо знакомы с итальянскими образцами. Испанские и португальские каллиграфы XVII — XVIII столетий широко пользовались ширококонечным пером, несмотря на то, что в других странах под влиянием граверной техники употребляли уже тонкое перо и штихель. Своеобразным, чисто испанским шрифтом является редондилья, несколько напоминающая круглоготический шрифт. Она долгое время оставалась в употреблении. Отличительной особенностью редондильи является низкое d (высота минускула).
Очень древние традиции были в немецком искусстве шрифта. Германия наряду с Англией сумела сохранить эти традиции до настоящего времени. Хотя большая часть немецких книг-учебников шрифта посвящена готическим шрифтам, у нас нет причин недооценивать заслуги немцев в развитии различных форм антиквы и других стилей.
Известно, что уже в XVI веке писец из города Рёйтлингера изготовил книгу образцов шрифта. Однако первым выдающимся мастером по праву считается Леонард Вагнер (1454 — 1522), который в 1507 году в Аугсбурге издал рукописную книгу ?Proba centum scriturarum? (Образцы ста писем). Значительны заслуги Вагнера и в развитии фрактуры.
Автором первой печатной книги образцов шрифта является Иоганн Нойдерфер старший (1497 — 1563). Самым значительным его произведением следует считать вышедшую в 1538 году книгу «Anweysung einer gemeinen hanndschrift» (Обучение обыкновенному письму).
Методологию этой книги усвоило большинство его последователей. Нойдерфер заложил основу искусства шрифта в Германии XVI века и указал направление его развития. Нойдерфер издал еще несколько книг. Одна из них появилась лишь после его смерти. Замечательными масгерами были также его сын Иоганн и внук Антон.
Вольфганг Фуггер (примерно 1515 — 1568) был выдающимся учеником Нойдерфера старшего. Его книга «Ein nutzlich und wolgegrundt Formular Manncherley schoner scriefften» (Полезный и вполне обоснованный формуляр разнообразных красивых шрифтов), изданная в 1553 году в Нюрнберге, является одной из красивейших немецких книг образцов письма.
Шрифт как орнаментальная форма
С этой точки зрения интересно рассмотреть художественные возможности, которыми обладает шрифт. На первый взгляд может показаться, что шрифт должен просто-напросто фиксировать определенный текст и передавать его смысл. Разумеется, главная цель любой надписи состоит в том, чтобы сообщать людям заключенный в ее словах смысл, но наряду с этим на нас воздействует и пластический и цветовой облик надписи. В этом легко убедиться, внимательно вглядываясь в обложки и титульные листы книг, в рекламные плакаты, в произведения промышленной графики и т.п. Надписи, которые мы в них находим, представляют собой своеобразные орнаментальные построения, в которых в определенном порядке чередуются геометрические «мотивы» — значки букв.
Поэтому начертание каждой буквы, ее «рисунок» и способ композиционно-ритмического объединения букв в слове и слов в строке обладают эмоциональной выразительностью, сходной с той, какую мы обнаружили в геометрическом орнаменте. Не случайно в старину, и на Руси и особенно широко на Востоке, орнаментальный декор в архитектуре и посуде так часто строился на шрифтовой основе, а в рукописных книгах средневековья весь текст рисовался обычно как орнаментальный узор.
У наших предков были серьезные основания рассматривать каллиграфию как вид искусства, и вытеснение рукописи книгопечатанием не могло уничтожить тех возможностей эмоциональной выразительности, которые заключены в графическом обозначении на бумаге человеческих мыслей. Эти возможности продолжают использоваться потому, что часто возникает потребность в том, чтобы читатель не только понял смысл надписи, но и почувствовал ее «эмоциональный ореол». Для достижения этой цели и используются средства, которыми «работает» орнамент.
В самом деле, в зависимости от одного только начертания букв то же самое слово может производить совершенно различные эмоциональные впечатления. Возьмем, к примеру, слово «искусство»: в первом случае оно кажется сухим и деловым, во втором — изящным и кокетливым, в третьем — активным, динамическим, в четвертом — прозрачно ясным и благородным. Но это только один способ получения необходимой выразительности шрифта. Дополнительные возможности предоставляет тут художнику многообразие композиционных сочетаний букв в слове: они могут строиться точно в ряд, как солдаты в строю, могут весело пританцовывать, ломая строй и образуя игривый хоровод, а могут тесно и опасливо жаться друг к дружке, нерасторжимо спаиваясь в слове. Выразительные возможности шрифта обогащаются использованием цвета: один и тот же текст будет по-разному восприниматься, если он написан черными буквами на белом фоне или красными на черном фоне; если все составляющие его буквы одного цвета или разных цветов. В приводимых на этой таблице примерах мы специально варьировали надпись для того, чтобы наиболее отчетливо показать, как выбор того или иного цветового приема обусловливается содержанием надписи, ее смыслом. Потому слово «солдаты», написанное обычным, «нейтральным» шрифтом, мы воспринимаем как часть какого-то информационного газетного заголовка, слова «солдаты революции» — как вынесенное на обложку название драматической по характеру повести, а слова «оловянные солдатики» — как написанное на коробке название веселой детской игры.
Но тут весьма показательно еще и следующее: применение во всех этих трех случаях одного и того же шрифта и одной и той же композиции букв в словах оказывается явно неудачным — ведь создание полноценного художественного образа требует использования всех выразительных возможностей, которыми располагает искусство.
Огромное значение имеет здесь, помимо всего сказанного, и отношение размера надписи к площади листа и ее расположение на нем точно в центре, вверху или внизу, строго горизонтально, диагонально и т.д. Искусство оформления книги дает много примеров разнообразного применения всех этих средств. Приведем четыре примера, интересных резким различием созданных художниками образов: замечательные обложки М.Добужинского к «Белым ночам» Ф.Достоевского и «Трем толстякам» Ю.Олеши, обложку С.Телингатера к «Буре» И.Эренбурга и суперобложку К.Владимирова для альбома «Ленинградские художники на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов». Произведения эти обладают разной художественной ценностью, но их сопоставление достаточно убедительно показывает, сколь многообразны эмоционально-выразительные возможности шрифта. В каждой из этих обложек по-своему использованы все средства орнаментальной выразительности надписи: начертание букв и их окраска, ритм построения слов, их расположение на плоскости. В сочетании с привлеченными на помощь изобразительными средствами они помогают читателю, который берет в руки книгу, получить образное впечатление о ее характере, проникнуться соответствующим ее содержанию настроением. Так подчиняется шрифт общим законам художественного построения и художественного воздействия орнамента.
О шрифте
Слово «графика» происходит от греческого «графо», что значит по-русски «пишу», «рисую». Само это название показывает, как много общего между письмом и рисунком. Художник рисует на бумаге, тем же самым, чем пишет — пером, карандашом. Более того, основным выразительным средством графики является не живописное богатство цвета, а линия, штрих. Основу шрифта составляет писание; характер каждого рисунка шрифта зависит от инструмента, при помощи которого он выполняется; каждая техника исполнения более всего соответствует какому либо определенному стилю шрифта. Англичанин Эдвард Джонстон, который считается зачинателем современного шрифтового искусства в Западной Европе и Америке, по существу только раскрыл нам заново умение старых мастеров письма. В результате его работы, работы его учеников и их последователей искусство шрифта снова заняло подобающее ему место в ряду других видов искусств.
Виллу Тоотс «Современный шрифт», М. «Книга»1966
У шрифта и орнамента много общего, одни корни.
Орнамент
В данной области, как в никакой другой, инстинкту, воображению и даже капризу художника открываются самые широкие перспективы. От латинского ornamentum — украшение, узор состоящий из ритмически упорядоченных элиментов для украшения каких либо предметов или архитектурных сооружений. Орнамент, ветвь искусства, которая менее всего способна следовать жестким правилам. Потому что в данной области, как в никакой другой, инстинкту, воображению и даже капризу художника открываются самые широкие перспективы.
Но конечно, все сказанное не означает, что, произведения орнаменталистов совершенно свободны от неких принципов, неких высших законов, которым должна соответствовать каждая художественная концепция. Орнаментальная композиция может быть подлинно прекрасной только тогда, когда она рождает в зрителе чувство покоя и удовлетворения, вызванное совершенной уравновешенностью всех составляющих элементов. Законы гармонии и пропорций, равновесия и симметрии, подчиненности деталей целому, разнообразия в этом едином целом — все эти эстетические законы управляют искусством орнамента, как и всяким другим. Но тогда как живопись и скульптура всегда более или менее зависят от темы или стремления к точному изображению, а архитектура должна считаться с целым рядом необходимых условий, связанных с прочностью постройки, ее назначением, соответствием между ее внешним видом и функцией интерьера, с орнаментом дело обстоит по-другому.
Орнамент, особенно цветной, воздействует с гораздо большей свободой в своей, пусть и более скромной, области. И для достижения его конечной цели, а именно — той гармонии и тех пропорций, которые рождают чувство прекрасного, есть много путей. Будучи способным воспринимать художественные средства, присущие другим видам творчества, например, обобщенность форм и приемы повтора элементов архитектуры, рельефность скульптуры, очарование сюжетов и чудесные краски живописи, искусство орнамента может использовать все эти возможности, не покидая собственной сферы. Потому что сфера эта поистине обширна. Она охватывает пространство от простейших геометрических фигур — квадрата, ромба или треугольника (повторение которых или соединение в контрапункте бывает достаточным для интересной композиции) — до искусных, запутанных узоров, причудливых арабесок, изобретательных комбинаций линий, цветов, зверей и даже человеческих фигур. Орнамен-талист — властелин фантастического, восхитительного мира. Он далек от обычного жизненного уклада и привержен только и исключительно своему воображению. Но как эта чарующая свобода была бы иллюзорна, если бы самые своевольные капризы не управлялись безукоризненным вкусом и тщательным отбором для нужного эффекта, который, независимо от использованных средств, должен заключаться в гармоническом единстве форм и красок!
Орнамент занимает важное, пусть и не первостепенное, место в шкале художеств. И если утверждают, что воздействие этого вида искусства менее значительно, забывая, как оно поднимает настроение и пробуждает самые глубокие чувства, то остается все же несомненным: орнамент отвечает насущной потребности нашей натуры — видеть красивое вокруг. Добавляя что-то ради завершенности к другим художественным произведениям или украшая и облагораживая предметы повседневной жизни, орнамент играет роль естественного звена между искусством и производством. Таким образом, он является одной из самых необходимых в человеческой деятельности и гибких форм творчества.
Столь широкая область применения, многоликость и почти неограниченная свобода характерны для орнамента в целом. И именно эти его свойства вызывают трудность особого рода: как на основе конкретных произведений вывести общие законы орнаментики. Орнамент создается основными средствами — линией, цветом и рельефом. Применяя их (главным образом первые два, на которых мы сосредоточим внимание), художник может достичь бесконечного разнообразия результатов. Но их, тем не менее, можно разделить на три следующие категории:
1. Сочиненные мотивы; концепция, целиком сложившаяся в воображе нии и не имеющая ничего общего с реальностью;
2. Условные изображения реальных природных объектов, переда ющие их главные черты в обобщенной форме;
3. Имитация реальных объектов с целью их реалистической передачи средствами линии и цвета.
Первый вид орнамента в определенной мере присутствует во всех стилях и всех периодах. Линейные и геометрические комбинации (переплетенные с завитками и розеттами) отвечают представлениям человека о порядке и соразмерности; будучи продуктами чистого воображения, они всегда создают нечто, ранее не существовавшее. Этот тип орнамента более других народов использовали, например, арабы и англосаксы, но сейчас он у них полностью отсутствует. Однако в явном или скрытом виде геометрические элементы лежат в основе большинства орнаментальных композиций.
Второй вид — условная трактовка натуральных объектов — является звеном, соединяющим два остальных. Часто употребляемый в соединении с первым видом, он напоминает его творческой изобретательностью, устремлением к идеальному, т. е. к абстрактному обобщению. Но обращаясь на этом пути ко всеобщим архетипам своих моделей, создатели орнамента заимствуют их у природы.
Третий вид — чистая имитация — в орнаменте встречается тем чаще, чем более мы приближаемся к современному периоду. Этот прием вызван стремлением передать с исключительной тонкостью, выпуклостью, рельефностью индивидуальные особенности и нюансы объектов. Такой тип орнамента связан с ростом профессионального мастерства художников и усилением роли живописи в прикладном искусстве. Он менее суров и строг, отличается утонченностью, изысканностью и тем самым больше подходит рафинированному, почти сверхэлегантному вкусу развитой цивилизации.
И последнее замечание: принцип использования цвета в орнаментике неотделим от избранной манеры. Там, где мотивы трактуются идеализированно или условно, колорит столь же условен. Художник наслаждается безграничной свободой своей палитры и любую жесткость рисунка компенсирует вольностью красок. Он может выбирать и аранжировать цвет по своему усмотрению, не имея никаких обязательств, следовать в своем искусстве правде жизни или просто быть правдоподобным. Его единственный закон — гармония цветовых отношений. В остальном же-полный простор для воображения, творчества, оригинальности. Пример творчества художников Востока показывает, как плодотворно они использовали такую свободу и каких несравненных результатов достигли.
«Орнамент всех времен и стилей», Москва, Арт-Родник, 1997
Наступает момент, когда что-то уже нельзя выразить словами. Тогда линия вдруг, начинает складываться в орнамент. Возвращение назад, когда ещё не было письменности, а были символы, знаки.
Фигура
Фигура — от латинского figura — внешний вид, образ.
1. Внешнее очертание, вид, форма предмета
2. Очертание человеческого тела, телосложение
3. Положение, позиция, принимаемая кем-либо при выполнении чего-нибудь в движении (в танце, фехтовании и пр.); часть танца.
4. Скульптурное, живописное или графическое изображение человека, животного
5. Словесный оборот, стилистический прием
6. Фигура музыкально-риторическая
7. В шахматах, в городках, в картах
8. Фигура — геометрический термин применяемый к разнообразным множествам точек; обычно, фигурой называют такие множества, которые можно представить состоящими из конечного числа точек, линий или поверхностей, в частности сами точки, линии или плоскости (треугольник, трапеция и т.д.)
Графика
Графика (от греческого graphike, grapho — пишу, черчу, рисую)
Графика — это вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения: гравюру, ксилографию, литографию и другие, основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Рисовать можно на всём, чём угодно: на бумаге, картоне, ткани, асфальте, металле, на стенах, даже на снегу, на песке.
Рисуют даже на теле человека. Рисовать можно и чем угодно — карандашом, углём, красками, кистями, палочками, специальным инструментом — штихилями, в старину гусиными перьями, теперь же разными авторучками, фломастерами. Рисовать можно и с помощью компьютера.
Графика может быть:
1. станковая — все виды гравюр на различных материалах: камне, металле, дереве, линолеуме и др.
2. книжная и газетно-журнальная — иллюстрации, все виды и элементы оформления печатных изданий.
3. прикладная — почтовые марки, таблички, экслибрисы, гербы, шрифты, орнаменты, торговые марки и знаки, этикетки и т.п.
4. афишно-плакатная (акциденция).
5. компьютерная и т.д.
Художественно-выразительные средства графики: белая бумага как изобразительная плоскость и чёрный цвет туши, контурная линия, штрих, пятно. Цвет в графике почти всегда играет вспомогательную роль. С бумагой, на которую нанесено любое графическое изображение, выразительные средства образуют контрастные и нюансные соотношения.
Линия
В графике всегда ощущается плоскость листа бумаги. На неё свободно ложатся линии рисунка, послушно следуя полёту мысли художника. Линия — след от движущейся точки (след от линии — плоскость, от плоскости — объем...). Линия играет существенную роль, а в некоторых случаях имеет решающее значение (по кн. В.В.Турова «Что такое гравюра», М. «Изобразительное Искусство», 1986, гл."Что меня характеризует как художника"). Линия — от латинского linea, общая часть двух смежных областей поверхности. Движущаяся точка описывает при своём движении некоторую линию. ; единица длины в системе английских мер; генетическая линия. Творчество графика, особенно на первый взгляд, сильно отличатся от творчества живописца, но между ними обоими много общих черт. Живописец изображает свои картины многоцветные образы Плоскость двумерна иллюзия объемности, пространства.
Евтим Томов «Графика и графични техники» София «Наука и изкуство» 1959
Штрих
Контурные — это значит, вы показали лишь форму, очертания чего-нибудь, его высоту, изгиб, наклон. Ну а если надо или хочется нарисовать Одними линиями тут не обойдешься. Построение объемно пространственных форм на двухмерной плоскости. Законы построения объемно пространственных форм. Штрих, штриховка, шраффировка (нем. Strich — черта, линия; schraffieren — штриховать). Под этими терминами обычно подразумевается система повторяющихся в определённом ритме линий, штрихов и точек, а так же их сочетания, которыми покрывается тот или иной участок графического оригинала: схемы, карты, диаграммы и т.д. Классификация штрихов: Плоскостные Объёмные Декоративные Условные штриховки: «линейные», перекрёстные", «трёхлинейные», «полосные», «шотландки», «штриховые», «точечные», «перовые», «дуговые» Тоновые: (Н.А.Атабеков «Словарь-справочник иллюстратора научно-технической книги», «Книга», 1974, с.228) Мало научиться владеть разными штрихами, надо ещё освоить разную плотность штриховки
Б.А.Луковенко «Рисунок пером», М. Изобразительное Искусство", 2000, с.21
Черный и белый тона
В окружающем нас мире, в природе, всё имеет свой цвет, сотни оттенков и разную освещенность. А у нас есть только один черный тон туши (и белый тон бумаги). Как в черно-белой фотографии. В графике, художник создает образы и передаёт свои идеи в основном посредством белого и чёрного. Отношение между этими двумя тонами — ритмичное сопоставление, балансирование. "Каждое искусство располагает своими средствами. Живопись использует много цветов и тонов. А рядом с живописью существует графическое изображение, ограничивающее художника чёрным и белым тоном, сокращающее его выразительные средства. Чёрный и белый тон характерны для графики. В одном случае — всё богатство цветов к услугам художника; в другом он ограничен чёрным и белым тоновым спектром, и в этой гамме должен мыслить все цвета. Это графика, графическое изображение. Когда изображения ограниченны в средствах, художник должен эти средства обогатить. Изобразить черным и белым все цвета, всё разнообразие оттенков. Изображать не снег потому, что он белый, и голые деревья и ворон, потому что они чёрные, а всё многообразие природы, всё богатство цветное выразить чёрным и белым
В.А.Фаворский «Рассказы художника гравера». М. Детская литература. 1965, с.27
Рекомендуем почитать:
• Добавление CSS
• Самоучитель HTML
• Поля в CSS
Оставить комментарий: