Плагиат в Сети: как его избежать, и что делать, если текст все же “угнали”?

Главенствующая роль контента (текстового, графического, программного и прочего) в сети Интернет сегодня ни у кого не вызывает сомнений. Исключительно ради него подавляющее большинство посетителей приходит на страницы веб-ресурсов. Именно поэтому контент во всех его проявлениях является объектом пристального внимания со стороны “виртуальных” мошенников – воров.

Особой популярностью в кругу последних пользуется авторский текстовый контент (уникальные статьи, обзоры, рецензии и т.п.), ибо с его помощью в большинстве своем и формируется поисковый трафик, как низко- , так и высокочастотный. А раз так, качественное текстовое наполнение сайта – прямой путь к коммерческой выгоде от его эксплуатации.

“Патологическая” любовь мошенников (кстати, их часто называют “копипастерами” – от англ. “скопировать” + “вставить”) к чужим текстам в наши дни достигала неимоверных показателей. По некоторым подсчетам, в Рунете только (!!!) каждый 10-ый текст является уникальным, в то время как остальные 9 – его копии. Такое положение вещей имеет двойственные последствия. С одной стороны, “угонщики” контента достигают поставленных целей и, соответственно, процветают, а его законные владельцы несут убытки. Последние, как правило, связаны с падением трафика и понижением позиций сайта в выдаче поисковых систем. Есть и еще один, на наш взгляд, громадный минус плагиата текстовых материалов – невиданных масштабов “засорение” Сети. Только представьте себе, как бы справедливо выглядела выдача поисковиков, если бы из нее можно было убрать 90% неуникального контента!

Думается, что со злом, которое несет в себе воровство текстового контента, мы в целом разобрались. Теперь сам собой возникает вопрос – каким именно образом можно бороться с этим постыдным явлением? К сожалению, однозначного ответа нет. Дело в том, что “глобальная паутина” и реальная жизнь имеют много различий. Одно из них заключается в том, что в случае обнаружения похищения, правообладатель контента не может в полной мере рассчитывать на то, что правда восторжествует, и вор будет наказан.

Во-первых, его еще нужно найти, а, отыскав, – наказать, доказав его вину. Последний пункт сделать очень и очень сложно. Не секрет, что проблематика авторского права в Интернете в отечественном законодательстве должным образом не урегулирована. Следовательно, надеяться, что суд (если до него дойдет) обязательно поможет законному собственнику текстового контента, не приходится. И все же, несмотря на это, веб-мастеру не стоит отчаиваться. Напротив, нужно стремиться обезопасить свой сайт всеми доступными способами. Таких, к сожалению, не очень-то и много.

Плагиат в интернете на примере статьи с www.4webmaster.ru

Большинство специалистов склоняется к тому, что единственным профилактическим методом борьбы с копипастом является знак копирайта на страницах Интернет-ресурса. Конечно, он не имеет юридической силы и, соответственно, не способен остановить вора, твердо решившего “угнать” ваш текст. Но есть и такие мошенники, которые при виде данного значка задумываются, а стоит ли…?! Если сомнения одолевают, копипастер уходит с сайта в поисках иной “жертвы”. Таким образом, знак копирайта это скорее психологическое оружие веб-мастера в борьбе с “грабителями” текстового материала.

Небольшая подсказка. Если хотите, чтобы ваш знак копирайта имел более солидный вид, поработайте над его дизайном. Возможно, есть резон обратиться к профессионалам, которые создадут внушительный (с психологической точки зрения, в том числе) значок. Да, быть может, стоит задуматься и об услугах мастеров по созданию цифровых водяных знаков. Последние выглядят очень даже респектабельно и, если хотите, “отпугивающе”.

К другим условным способам защиты текстового контента сайта можно отнести:

  • многочисленное использование в непосредственном тексте, так сказать, специфических блокираторов (например, имени автора статьи, ссылки на сайт-первоисточник и т.п.). Ясное дело, что такого рода “неудобные” упоминания вору будут не по душе и он, соответственно, попытается их упустить. Но поскольку в оригинале эти слова были употреблены к месту, то переработанный вариант существенно потеряет в логике изложения, смысле. Таким образом, в полной мере проявится “блокирующая” суть этих слов;
  • использование в статье внутренней перелинковки с другими страничками вашего сайта. Это может оказаться весьма полезным не только с точки зрения поисковой оптимизации (скажем, увеличение PR), но и с точки зрения своеобразной защиты от копипаста. Дело в том, что неосмотрительный (неопытный) плагиатчик может украсть контент вместе с ссылками (подвязанными под конкретные слова) на ваш сайт. Следовательно, посетители с его ресурса будут приходить к вам. Хоть какая-то компенсация за воровство;
  • приобретение ссылок с анкором фрагмента текста (в пределах одного предложения). Помимо дополнительного ссылочного веса, это может помочь поисковым системам с большей точностью определять, какой именно сайт является первоисточником.

Иной раз приходится слышать, что инициаторами плагиата контента в сети Интернет являются его непосредственные создатели. Иначе говоря, не совсем чистые на руку копирайтеры продают результаты своего труда не одному заказчику (веб-мастеру), а сразу нескольким. Нужно признать, что такое гнусное явление и в самом деле имеет место быть. А раз так, то владельцу сайта во избежания появления приобретенного контента на страницах других порталов, необходимо удостовериться, что данный материал не будет распространяться писателем в Сети после покупки. Как это сделать? Решать исключительно вам, возможно, путем устных соглашений, а, возможно, придется заключать договор при участии юриста.

Мы прекрасно понимаем, что все вышесказанное весьма условно способно предотвратить воровство текстового наполнения сайта. Поэтому актуальным является вопрос, что делать, если контент все же был украден? Есть несколько вариантов действий.

Во-первых, обнаружив факт воровства, веб-мастер может попытаться связаться с мошенником. Будет ли это сделано посредством виртуального общения (e-mail, ICQ и т.д.) или же при помощи контакта в реальной жизни (телефонный звонок, уведомление по почте, личный визит и т.п.), опять-таки решать исключительно вам. Подобная связь, особенно в “реале” может принести, на первый взгляд, неожиданные плоды – вор снимет со страниц своего ресурса украденный им контент.

Во-вторых, если с личным общением не сложилось, можно попытаться выйти на связь с оператором хостинг-услуг, которыми пользуется вор. Вразумительно объяснив хостинг-провайдеру суть дела, можно рассчитывать, что он уведомит копипастера в недопустимости воровства контента и обяжет его устранить “недоразумение”. Подобные шаги законного собственника контента, на наш взгляд, заслуживают особого внимания. Почему? Да потому что автору сих строк уже как-то доводилось самому действовать подобным образом. Результат – копии были успешно ликвидированы!

В-третьих, если первые два сценария провалились, а желание искать справедливость осталось, не остается ничего другого кроме как обращаться за помощью в суд. В этом случае шансы на удачу будут высокими, если истинным владельцем контента в зале суда будут предоставлены неоспоримые (близкие к ним) доказательства законных прав на оспариваемый текстовый контент. Например, речь может идти о доказательстве времени правообладания – подтверждении того, что текст у вас был раньше, чем у вора. К такого рода доказательствам можно отнести текстовые файлы с указанным временем создания или скриншоты контента, на которых также отображается время. Можно также распечатать текст и заверить его у нотариуса. При этом заверяется не столько авторство, сколько время, когда текстовый документ оказался у юриста. В зале суда не факт, что у вора окажется аналогичный заверенный нотариусом документ с указанием более раннего времени правообладания.

Справедливо считается, что третий вариант самый хлопотный и, чего греха таить, дорогостоящий. Поэтому, прежде чем отважится на него, следует выяснить, стоит ли игра свеч. Иногда – нет, а иногда – очень даже стоит. В настоящий момент уже имеются прецеденты, когда за единицу украденного контента суд присуждал выплатить пострадавшей стороне не менее 50 тысяч рублей!

В завершении хотелось бы упомянуть и о том, что избежать несанкционированного использования текстового контента можно лишь в том случае, если регулярно “отслеживать” Интернет. Подобная слежка имеет два способа реализации: через поисковые системы с помощью ключевых фраз (скажем, название статьи или фрагмента текста) или же посредством специализированных программ/сайтов, проверяющих тексты на уникальность. Последних в Сети развелось довольно много, поэтому вы, уважаемые читатели, с легкостью сможете отыскать их сами. Но если интересно наше мнение, то мы бы обратили ваше внимание на CopyScape и Advego Plagiatus.

http://www.4webmaster.ru/

Рекомендуем почитать:
Физический размер текста на странице сайта
Применение готовых шаблонов для дизайна веб-страниц
PHP 5. Практика создания Web-сайтов


Один комментарий

  1. Ира 23.08.2012

    Я с Вами не согласна. Во-первых, откуда взять время искать и отслеживать? Во-вторых, «угнанный» контент может очень негативно сказаться на сайте «угонщика». Слышала, что можно загреметь в бан и надолго. Поисковики очень негативно относятся к скопированному контенту, даже если просто абзац. Не знаю...Я проверяю все своми тексты в проге и добиваюсь почти 100%-ной уникальности. Ещё говорят, что нельзя анонсировать свои статьи, пока они не проиндексируются. Если вы пишете часто, то и робот заходит к вам регулярно и индексирует соответственно.

Оставить комментарий: