Web Х.0 – путь бабла (опыт Web-таксономии)

Меня как специалиста по нечетким системам одновременно и раздражает и интригует масштабная манипуляция чрезвычайно нечетким термином «Web 2.0». Ясно одно: сейчас сказать про свой новый сайт, что он не Web 2.0, то же самое что сказать в передаче «Доброе утро Америка» — «нигеры — тоже люди», что по сути – верно и неплохо, но твоя карма вплотную приблизится к отрицательному гуголу.

Попытаемся проанализировать и систематизировать охи и ахи по поводу этих трех известных букв и двух цифр.

Анализ

— Этим она дала понять, что она мой, социальный статус ставит выше моего, личного, человеческого статуса!
— Переведи…
Старая притча.

Чрезвычайная нечеткость популярного термина Web 2.0 впервые проявилась вместе с его появлением в статье Т. О'Рейли «What is web 2.0». Самыми четкими из определений этого, как полагает автор – феномена Сети, являются следующие:

… Урок Web 2.0: сделайте упор на пользовательские сервисы и алгоритмическую обработку данных, чтобы дотянуться до самых краешков веба, обращайте внимание не только на голову, но и на хвост….
…Основное правило Web 2.0: чем больше людей использует сервис, тем автоматически он становится лучше…
… коллективный разум…
… платформа…

Честно говоря, из статьи не черта не понятно, чем Веб 2.0 отличается от Веб 1.0, и где тот роудмэп версий Веба. Единственным полезным, с нашей точки зрения, выводом из этой статьи являются два ключевых слова «коллективный» и «платформа». Собственно все остальные определения Web 2.0 можно условно разделить на три группы:

  • Социальные
  • Технические
  • Прочие

К первой группе относятся различные определения, упирающие на социальные особенности Web 2.0; генерация контента пользователями для пользователей, систематизация контента пользователями, демократичность Web 2.0 сервисов, юзабилити и прочее.

Ко второй группе относятся определения упирающие на особенности технической реализации сервисов Web 2.0: технологий AJAX, Web services, RSS, Blog, Mash-up, Tags и так далее.

К третьей группе относятся различные внесистемные определения: от «это дешевый пиар, что бы по быстрому срубить бабла у лохов-инвесторов», до «это знак «beta» над логотипом проекта».

Характерным примером такой таксономии можно считать результаты голосования (заметьте использование таких нечетких определений как «особая», «AJAX?», «феномен»). Однако критически взглянув на эти определения можно заметить, что все они являются трюизмами. В самом деле проект SourceForge, существующий с 1999 года, как то неудобно называть «Веб 2.0 стартапом», тогда как он подходит под все основные определения первого типа. Технологии AJAX, Mash-up, относятся к апплетам, которые появились еще в 1995 году. RSS и теги являются средствами анонсирования и классификации контента и имеют аналоги в виде каталогов и тематических коллекций сайтов, появившихся вместе с созданием Сети. Ну а блоги это старые добрые форумы, конференции Fidonet, Usenet etc. Таким образом, указанные определения Web 2.0 являются необходимыми, но не достаточными.

Синтез

Совместный труд для моей пользы – объединяет.
К. Матроскин, идеолог Web 2.0

Деньги правят миром, брат…
Народный афоризм.

Так что, Web 2.0 – это фантом? Конечно нет. Объективность существования этого феномена уже не вызывает сомнений. Где же он краеугольный камень, скрепляющий весь этот социально-платфоменный щебень? Среди напыщенных фраз о «коллективном разуме», «любви к пользователям», «демократии и свободы» среди определений Web 2.0 мелькают здравые термины «маркетинг» и «бизнес-модель». И верно, еще классики утверждали, что развитие общества напрямую связано с развитием экономических отношений. Применительно к Сети это можно интерпретировать как – рост крутизны сайта напрямую связан со способом сшибания бабла. С этой точки зрения типичные бизнес-модели поколений Веба выглядят так:

Веб 1.0: Ночами создаем контент, усиленно рекламируем его, получаем начальный трафик, который конвертируем в бабло, на которое набираем крепостных, которые генерят контент дальше, пока мы отдыхаем на Тенерифе.
Веб 2.0: Приглашаем поучаствовать всех желающих в благом, интересном, бесплатном (только для Вас!) и, очень даже возможно, прибыльном деле – генерации контента на моем сайте. Как вариант: не контента, а прямо трафика на мой сайт, или не на мой, но в мою пользу (нужное подчеркнуть). В результате на меня работает полмира, а я сижу никому не известный в своем родном Бобруйске и время от времени снимаю в Сбербанке очередную порцию бабла.

Следует отметить, что родоначальниками схемы Веб 2.0 были различные сети MLM, типа партнерок. Но у этих сетей есть значительный недостаток – «партнерам» надо что-то платить. В этой связи модель Веб 2.0 выглядит значительно более прогрессивной по следующим причинам:

  • она эксплуатирует филантропические, креативные мотивы пользователей, не требующие оплаты, а также, отчасти, любовь к халяве;
  • она задействует значительно больший круг потенциальных создателей контента/трафика по сравнению с Веб 1.0, с чем связана конкуренция между ними, ведущая к улучшению качества контента и появлению азартных мотивов к участию в вашем проекте.

К основным бизнес-схемам модели Веб 2.0 относятся:

  • Различного рода коммьюнити эксплуатирующие креативные потенции пользователей: ЖЖ, блоги и т.п. Конвертация трафика в бабло осуществляется за счет тех чудаков, которые все еще Веб 1.0, то есть за счет рекламы, а также за счет премиум-аккаунтов, дающих возможность изливаться полнее и изысканней.
  • Различного рода mash-ups, эксплуатирующие здоровую лень других сайтовладельцев (нахрена я буду выдумывать новую фишку для сайта, когда вот Гугль уже это сделал). Трафик с их сайтов конвертируется в ваше бабло в основном за счет рекламы на апплетах.
  • Эксплуатации любви к халяве: различного рода файлообменки, аукционы (подешевле…) и рекламные партнерки (что-нибудь, да накапает). Конвертация трафика в бабло либо за счет рекламы, либо за счет процента с транзакций.

Предвидя возможные возражения, сразу отмечу, что отсутствие конвертации трафика в бабло на некоторых сайтах Веб 2.0 является скорее исключением из правила и лежит целиком и полностью на совести авторов этих сайтов.

Заключение

Итак, основным отличием Веб 2.0 проектов является их бизнес-модель, а именно способ генерации конвертируемого в бабло трафика. Следует отметить, что в этом смысле основной тенденцией является перенос большей части технологического процесса интернет-проекта с сайта его базирования в массы. Доводя эту тенденцию до логического конца можно вычленить основные особенности Веб 3.0:

  • полный перенос всех частей жизненного цикла интернет-проекта в заинтересованные в нем массы;
  • отказ от посредников в распределении денежных потоков конвертации трафика в бабло.

Из этого заключения следуют некоторые интересные выводы о техническом устройстве Веб 3.0, но это уже тема отдельной статьи.

P.S. Эта статья не несет личного отношения автора к упомянутым сайтам и пользователям, а является лишь скромной попыткой разобраться в сути вещей.

Бейзил Нейвел
http://www.habrahabr.ru/

Рекомендуем почитать:
Продвижение сайта по низкочастотным запросам
Плагиат в Сети: как его избежать, и что делать, если текст все же “угнали”?
PHP 5. Практика создания Web-сайтов


Оставить комментарий: