Меня как специалиста по нечетким системам одновременно и раздражает и интригует масштабная манипуляция чрезвычайно нечетким термином «Web 2.0». Ясно одно: сейчас сказать про свой новый сайт, что он не Web 2.0, то же самое что сказать в передаче «Доброе утро Америка» — «нигеры — тоже люди», что по сути – верно и неплохо, но твоя карма вплотную приблизится к отрицательному гуголу.
Попытаемся проанализировать и систематизировать охи и ахи по поводу этих трех известных букв и двух цифр.
Анализ
— Этим она дала понять, что она мой, социальный статус ставит выше моего, личного, человеческого статуса!
— Переведи…
Старая притча.
Чрезвычайная нечеткость популярного термина Web 2.0 впервые проявилась вместе с его появлением в статье Т. О'Рейли
… Урок Web 2.0: сделайте упор на пользовательские сервисы и алгоритмическую обработку данных, чтобы дотянуться до самых краешков веба, обращайте внимание не только на голову, но и на хвост….
…Основное правило Web 2.0: чем больше людей использует сервис, тем автоматически он становится лучше…
… коллективный разум…
… платформа…
Честно говоря, из статьи не черта не понятно, чем Веб 2.0 отличается от Веб 1.0, и где тот роудмэп версий Веба. Единственным полезным, с нашей точки зрения, выводом из этой статьи являются два ключевых слова «коллективный» и «платформа». Собственно все остальные определения Web 2.0 можно условно разделить на три группы:
- Социальные
- Технические
- Прочие
К первой группе относятся различные определения, упирающие на социальные особенности Web 2.0;
Ко второй группе относятся определения упирающие на особенности технической реализации сервисов Web 2.0: технологий AJAX, Web services, RSS, Blog, Mash-up, Tags и так далее.
К третьей группе относятся различные внесистемные определения: от «это дешевый пиар, что бы по быстрому срубить бабла у лохов-инвесторов», до «это знак «beta» над логотипом проекта».
Характерным примером такой таксономии можно считать результаты
Синтез
Совместный труд для моей пользы – объединяет.
К. Матроскин, идеолог Web 2.0
Деньги правят миром, брат…
Народный афоризм.
Так что, Web 2.0 – это фантом? Конечно нет. Объективность существования этого феномена уже не вызывает сомнений. Где же он краеугольный камень, скрепляющий весь этот социально-платфоменный щебень? Среди напыщенных фраз о «коллективном разуме», «любви к пользователям», «демократии и свободы» среди определений Web 2.0 мелькают здравые термины «маркетинг» и «бизнес-модель». И верно, еще классики утверждали, что развитие общества напрямую связано с развитием экономических отношений. Применительно к Сети это можно интерпретировать как – рост крутизны сайта напрямую связан со способом сшибания бабла. С этой точки зрения типичные бизнес-модели поколений Веба выглядят так:
Веб 1.0: Ночами создаем контент, усиленно рекламируем его, получаем начальный трафик, который конвертируем в бабло, на которое набираем крепостных, которые генерят контент дальше, пока мы отдыхаем на Тенерифе.
Веб 2.0: Приглашаем поучаствовать всех желающих в благом, интересном, бесплатном (только для Вас!) и, очень даже возможно, прибыльном деле – генерации контента на моем сайте. Как вариант: не контента, а прямо трафика на мой сайт, или не на мой, но в мою пользу (нужное подчеркнуть). В результате на меня работает полмира, а я сижу никому не известный в своем родном Бобруйске и время от времени снимаю в Сбербанке очередную порцию бабла.
Следует отметить, что родоначальниками схемы Веб 2.0 были различные сети MLM, типа партнерок. Но у этих сетей есть значительный недостаток – «партнерам» надо что-то платить. В этой связи модель Веб 2.0 выглядит значительно более прогрессивной по следующим причинам:
- она эксплуатирует филантропические, креативные мотивы пользователей, не требующие оплаты, а также, отчасти, любовь к халяве;
- она задействует значительно больший круг потенциальных создателей контента/трафика по сравнению с Веб 1.0, с чем связана конкуренция между ними, ведущая к улучшению качества контента и появлению азартных мотивов к участию в вашем проекте.
К основным бизнес-схемам модели Веб 2.0 относятся:
- Различного рода коммьюнити эксплуатирующие креативные потенции пользователей: ЖЖ, блоги и т.п. Конвертация трафика в бабло осуществляется за счет тех чудаков, которые все еще Веб 1.0, то есть за счет рекламы, а также за счет премиум-аккаунтов, дающих возможность изливаться полнее и изысканней.
- Различного рода mash-ups, эксплуатирующие здоровую лень других сайтовладельцев (нахрена я буду выдумывать новую фишку для сайта, когда вот Гугль уже это сделал). Трафик с их сайтов конвертируется в ваше бабло в основном за счет рекламы на апплетах.
- Эксплуатации любви к халяве: различного рода файлообменки, аукционы (подешевле…) и рекламные партнерки (что-нибудь, да накапает). Конвертация трафика в бабло либо за счет рекламы, либо за счет процента с транзакций.
Предвидя возможные возражения, сразу отмечу, что отсутствие конвертации трафика в бабло на некоторых сайтах Веб 2.0 является скорее исключением из правила и лежит целиком и полностью на совести авторов этих сайтов.
Заключение
Итак, основным отличием Веб 2.0 проектов является их бизнес-модель, а именно способ генерации конвертируемого в бабло трафика. Следует отметить, что в этом смысле основной тенденцией является перенос большей части технологического процесса интернет-проекта с сайта его базирования в массы. Доводя эту тенденцию до логического конца можно вычленить основные особенности Веб 3.0:
- полный перенос всех частей жизненного цикла интернет-проекта в заинтересованные в нем массы;
- отказ от посредников в распределении денежных потоков конвертации трафика в бабло.
Из этого заключения следуют некоторые интересные выводы о техническом устройстве Веб 3.0, но это уже тема отдельной статьи.
P.S. Эта статья не несет личного отношения автора к упомянутым сайтам и пользователям, а является лишь скромной попыткой разобраться в сути вещей.
Бейзил Нейвел
Рекомендуем почитать:
• Продвижение сайта по низкочастотным запросам
• Плагиат в Сети: как его избежать, и что делать, если текст все же “угнали”?
• PHP 5. Практика создания Web-сайтов
Оставить комментарий: