Загадочная история “любви” Mail.ru и Google

Конец прошлого года запомнился многими громкими событиями в жизни Рунета. Одним из них стало решение национальной почтовой службы Mail.ru отказаться от сотрудничества с Яндексом и перейти к партнерству с американским гигантом Google.

15 декабря 2009 года представителями Mail.ru на страницах портала было объявлено о том, что соглашение с главным поисковиком современности уже подписано. Согласно условиям договора, начиная с 1 первого января 2010 года, поисковый сервис “Мейла” должен был использовать поисковые и рекламные технологии Google. Другими словами, с самого начала года обработка поисковых запросов многомиллионной армии пользователей Mail.ru должна осуществляться посредством американской поисковой системы. Кроме того, американо-российское соглашение подразумевало замену Яндекс.Директ на Google AdSense на страницах поисковой выдачи.

Вскоре стало известно, что помимо основных положений, контракт содержал в себе ряд других договоренностей. Так, стороны пришли к соглашению, что на страницах “Мейла” бренд “Google” упоминаться не будет. Также было принято решение о том, что наряду с поисковым механизмом Google, поисковая служба Mail.ru в случае необходимости имеет право использовать свои собственные разработки в сфере поиска. Это нужно для совершенствования последнего.

Когда суть американо-российского соглашения стала известна общественности, на повестке дня появился актуальный вопрос: что стало причиной разрыва отношений между российскими партнерами – Mail.ru и Яндексом? Напомним, сотрудничество между ними длилось с 2007 по 2009 год. Отвечая на поставленный вопрос, большинство экспертов сходится во мнении, что завершение деловых отношений между китами Рунета стало результатом, с одной стороны, настойчивого желания Яндекса отображать свой бренд на страницах почтовой службы (в панели поиска, страницах выдачи и т.п.), а, с другой, нежелания боссов Mail.ru выполнить просьбу партнера.

Конечно, нельзя сбрасывать со счетов и вероятность того, что Google сделал “Мейлу” более заманчивое с финансовой точки зрения предложение. Так или иначе, но 31 декабря 2009 года срок партнерского соглашения между Mail.ru и Яндексом истек. Как и предполагалось, главный поисковик Рунета с этого момента перестал быть провайдером поисковых и рекламных услуг на портале национального почтового оператора.

С приходом нового года поиск и реклама Яндекса на “Мейле” исчезли, однако веб-сообщество так и не дождалось появления на почтовом ресурсе американских технологий в лице Google. Выдача поиска Mail.ru (Поиск@Mail.Ru) кардинально отличалась от результатов обработки аналогичных запросов в Google. Следовательно, отказавшись от поисковых услуг Яндекса, боссы Mail.ru не спешили использовать на своем портале американский движок.

Смятению Интернет-аудитории (особенно веб-мастеров и оптимизаторов) не было предела. На первых порах никто не понимал, что стало с выдачей на Mail.ru. Но вскоре все прояснилось. Оказалось, что обещанная смена поискового провайдера на “Мейле” таки состоялась, правда, вместо технологий Google отечественной компанией было принято решение о внедрении своего собственного поискового механизма. Им стал поисковый движок, который до этого использовался на GoGo.ru. Нужно сказать, что попытки использовать собственную поисковую технологию “GoGo” в качестве основного поиска на Mail.ru предпринимались и раньше. К примеру, в 2007 году этот поиск некоторое время работал на почтовом портале. Однако проблемы в его работе (отсутствие стабильности и прочее) вынудили руководство “Мейла” прибегнуть к услугам Яндекса.

Когда ситуация с новогодними переменами в поисковой выдаче Mail.ru стала понятной, веб-сообщество вновь стало задавать вопросы. Главный из них – почему не внедрили поисковый механизм Google? Существует несколько версий произошедшего.

Официальная точка зрения, озвученная представителями Mail.ru, гласит о том, что в начале года компанией было принято решение о тестировании собственного поискового движка, который за последнее время обрел новые более качественные характеристики. По словам руководства Mail.ru, использование своего поискового механизма оказалось настолько успешным, что тестирование решили продолжить. Как долго оно продлиться? Неизвестно.

К слову, надо признать, что в состоятельность движка “GoGo” верят не только сотрудники “Мейла”. Так, некоторые специалисты со стороны убеждены, что поисковым технологиям Mail.ru вполне по силам обеспечить качественный поиск для Интернет-аудитории, которая пользуется услугами портала.

Представители национальной почтовой службы также уверяют общественность в том, что никакого нарушения в случае с внедрением своего движка с их стороны не было. Дело в том, что американо-российское соглашение предполагает возможность использования исключительно собственных разработок в сфере поисковых технологий. Если появится необходимость в американских, то они также будут взяты на вооружение.

Что касается позиции Google, то представители американской поисковой системы объясняют ситуацию следующим образом. Запуск на Mail.ru собственного поиска носит временный (тестовый) характер. В январе тестирование обязательно завершится и Google станет заправлять поиском на ресурсе. Если верить американцам, то об этом была достигнута договоренность между двумя Интернет-гигантами. Правда, в пресс-службе Mail.ru отказались от комментариев по этому поводу.

После нашумевшего демарша со стороны Mail.ru в сети также поползли слухи о том, что запуск поиска Google на портале не состоялся по вине руководства России. Мол, в высших эшелонах власти уже давно недолюбливают западного гиганта, поэтому и запретили использовать его технологии в рамках Mail.ru. Нечто подобное уже имело место в 2008 году, когда администрация Президента помешала сделке Google с Рамблером, предметом которой была продажа американцам “Бегуна”.

На наш взгляд, последняя гипотеза кажется маловероятной, поскольку соглашение между Google и Mail.ru подписано на 1 год. После чего стороны могут либо завершить партнерство, либо продлить его. Продажа прав одной из сторон не рассматривается. Кроме того, если принимать во внимание вмешательство Кремля, то, как тогда объяснить то, что с первого января сего года в результатах выдачи поискового сервиса Mail.ru начала использоваться контекстная реклама Google AdSense?!

События, связанные с переходом на новый поиск в рамках Mail.ru, оказали довольно сильное влияние на самых разных представителей Рунета. Например, тот же Яндекс в результате разрыва партнерских соглашений с почтовым оператором потеряет, по некоторым оценкам, около 15% кликов по рекламным сообщениям Яндекс.Директ. Согласитесь, это болезненный удар по финансовому самолюбию лучшего отечественного поисковика.

Определенный дискомфорт с переменами в поиске на “Мейле” испытывают веб-мастера и оптимизаторы. Если раньше оптимизации под Яндекс им вполне хватало, чтобы присутствовать в выдаче поиска Mail.ru, то как пробиться туда сегодня никто достоверно не знает. Есть данные, что попасть в индекс нового поиска, в первую очередь, могут те сайты, которые зарегистрированы в каталоге Mail.ru, а также располагают на своих страницах его счетчиком подсчета посещаемости.

Рядовые пользователи сети также высказывают недовольство по поводу родного поискового движка Mail.ru. Последний очень сырой, выдача содержит неадекватные результаты (не СДЛ), отсутствует регионализация и т.д.

Одним словом, работы у сотрудников поискового сервиса национальной почтовой службы непочатый край. Если справятся с ней, то не исключено, что уже в обозримом будущем нас с вами ожидает перераспределение поискового сегмента Рунета. Поживем, увидим!

http://www.4webmaster.ru/

Рекомендуем почитать:
Есть ли перспективы у GoGo.Ru?
Google Caffeine – новое лицо поисковой службы №1
Проверка e-mail


Оставить комментарий: