Цвет как факт

Продолжим наши беседы о тоне и цвете

Итак, как я и обещал — цветовые круги (не под глазами :o )... Первый кружочек я нарисовал сам — это примерная модель, как ее видят художники, натурально работающие кистями и красками... То есть, о чем я и говорил — красный против зеленого, желтый против фиолетового, синий — против оранжевого. А вторую модель я нашел в Corel — и сразу «просек»... это же RGB. Если масляными красками для получения зеленого я должен смешать желтый и синий, то на экране монитора нет основного желтого, а есть зеленая пушка с электрончиками, попадающими на маску экрана в отведенные им дырочки и т.д. Не буду хвалиться, что я до конца понимаю, как образуется цвет на мониторе... И поэтому постараюсь в этом аспекте темы цвета касаться как можно меньше...

Цвет как факт Цвет как факт

Так вот на втором кружочке, как и положено на цветных мониторах, триаду составляют зеленый, красный и синий. И для людей с классическим художественным образованием подобная палитра «имеет быть большой проблемой»... Без привычки, конечно... Хотя, по-правильному,  в нашем случае об живописных палитрах мы забудем, а будем рассматривать только то, что применимо к компьютеру.

Итак, поумничаем маленько...

Цветоощущение — воздействие света на рецепторы сетчатки глаза, затем автоматическая интерпертация мозгом длины волны, разницу в которых мы и ощущаем как оттенки цвета. Для нормальной интерпретации цвета нужен определенный уровень яркости объекта... То есть в сумерках мы больше ощущаем свет как тон, и почти не ощущаем как цвет. Чтобы еще больше все запутать, скажу — то, что мы видим как цвет, ощущаем как цвет, отраженный от предметов свет с определенным спектральным набором. Что есть красный кубик при ярком солнечном освещении? Это предмет, который поглощает все уровни спектра, за исключением красного. Так вот, вот этот отраженный красный мы и видим. Это из школьной программы по физике. Как видите, я ее в школе учил так же плохо, как и вы.

Реально на экране монитора, и на странице красивого журнала мы видим мозаики из цветных точек, но наши глаза и мозг имеют склонность к обобщению и смешиванию , и посему мозаики превращаются в красивые картинки

Разница между журналом и экраном

RGB

RGB

Если Вы посмотрите на экран монитора через увеличительное стекло, то обратите внимание, что использованы только три цвета (там три эти самые электронные пушки с хитрыми отклоняющими системами, когда электрончик летит куда надо, в нужную ему дырочку...Эти три цвета, Красный (R), Зеленый (G), и Синий (B), так умело объединяются, что в результате мы видим хорошее цветное изображение. Этот метод назван RGB. RGB — три основных цвета света. Черный цвет в таком случае получается, если ни одна из трех цветных составляющих не задействована.

CMYK

CMYK

Если Вы взглянете все с тем же увеличительным стеклом на картинку из красивого журнала, то увидите комбинации из четырех цветов Циан (C), Фуксин (M — такая буква потому, что по английски это звучит как magenta), Желтый (Y), и Черный (K). Особенно эти комбинации впечатляют, если потереться носом о фотообои... В отличие от RGB (черный нулевой экран) базой в CMYK является белая бумага.

Хотя мой EPSON умудряется в режиме RGB печатать цветные картинки, используя три краски. К сожалению, черного цвета он достигает путем выливания максимально возможного количества чернил всех трех цветов в минимальное пространство на спецбумаге. На простой финской достичь черного цвета не удается вообще... (ну если не поставить одноцветную головку с черными чернилами). Ну это все больше к области технологии. Давайте все таки вырулим обратно к эмоционально-образному аспекту воздействия цвета.

Да, еще... если монитор светит вам в глаза целомудренной чистотой цвета своих пушечек и ячеечек с люминофором, то журнал «светит» отраженным светом от бумаги сквозь и около тех самых цветных точечек типографской краски. Поэтому цвет на мониторе куда как ярче и чище, чем цвет в самом крутом цветном журнале.

И еще... (все время что-нибудь забываю). Что такое PANTONE? И для чего они надо?

Вы все видели чудные цветные таблицы с номерами, имеющиеся практически во всех графических пакетах (за исключением разве PaintBrush :o ) Для чего они, и как ими пользоваться?

PANTONE

На самом деле дизайнеры используют не эти электронные таблички, а их аналоги на бумаге, выпускаемые этими фирмами (например, PANTONE, INC). Все дело в том, что каждый дизайнер может настроить монитор как ему вздумается, и даже калибровка потом не всегда помогает. Выбрав цвет для буклета в электронном каталоге, он с удивлением отмечает, что все цвета при печати на хорошей бумаге в самой дорогой и престижной типографии перевраны, а буклет если и не испорчен окончательно, то замысел все равно к чертям...

Обжегшись на молоке, в следующий раз он достает такие PANTONE в печатном исполнении (где их можно достать — в Москве, наверное... были бы деньги :o ), выбирает цвет на бумаге, а потом вносит его в свою верстку. И хотя на экране цвет выглядит немного иначе, зато есть гарантия, что в печатном издании он будет очень близок к задуманному.

Подобная канитель с цветом произошла со мной при использовании значка MSP для сайта MaxSoft. Я весьма скептически отнесся к нежно-голубому цвету (дескать, облака-то забыли...), но в CMYK он мне понравился значительно больше. Когда же я увидел фирменную документацию по этому значку на бумаге от Microsoft, то понял, что цвет великолепен, подобран изумительно, а две экранные картинки (да еще в GIFе) далеки от печатного оригинала (по цвету).

Microsoft Certified Solution Provider Microsoft Certified Solution Provider

Цветовые ассоциативные и эмоциональные модели

Вот мы уже рядом с главной мыслью этой статьи. Если тон — это форма, то цвет — это эмоции и настроение. Вы можете взбодрить зрителя, навеять на него осеннее или весеннее настроение, или наоборот, вогнать в смертную тоску (и не только контентом, но и цветом сайта!!!). Так уж повелось в наших головах, что мы все время что-то с чем-то сравниваем (ассоциируем, сопоставляем). Светло-серый цвет у нас называется серебряным, темно-серый с оттенками — «мокрый асфальт», грязно-белый — «белая ночь». «Коррида» — и мы сразу представляем алый, но особого оттенка. В ход идут названия напитков — «кофейный», «шоколадный», «молочный». Не брезгуем и названиями фруктов — «оливковый», «вишневый». Идет в ход все, с чем можно сравнить необычный оттенок. Ну и примеры.

«Престижные», золото, серебро, темно-серый, черный. Их задача — передать солидность, уверенность, стабильность и высокую стоимость.

Престижные

«Пастельные», нежные бежевые, розовые, голубоватые... Женственные, мягкие, расслабляющие...

Пастельные

«Здоровые», из американской психологии... Чистота, здоровье, уверенность, семья... (соя, кукуруза :o )

Здоровье

«Природные», близкие к естественным органическим, природным компонентам...

Природные

Как вариант использования цвета — «Растяжки»... Обычно тональные оттенки одного цвета, и как акцент — более активный цвет.

Растяжка

Есть и нестандартные цветосочетания: розовый с черным, желтый и зеленый и другие... в таких случаях, как показывает опыт, важна сама идея, а также конкретное ее воплощение. Я думаю, что при осуществлении своей идеи средствами цвета стоит довериться своим эмоциональным ощущениям. Но если пять ваших сайтов вподряд имеют черный фон, то либо вам пофигу на творчество, либо у вас не все в порядке с головой.

Цвет как факт Цвет как факт Цвет как факт

Если ваш сайт про цирк, то ясно, что приемы использования цвета в нем тоже должны быть «цирковыми», то есть яркие насыщенные, а то и открытые (конкретные) цвета. Но если вдруг вам приспичило сделать страничку про ночной цирк, то и настроение должно быть соответствующим. Полезно посмотреть, как подобные темы решают другие художники (и не только Артемий Лебедев :0). Я имею в виду и живописцев, и графиков, и даже иногда полезно посмотреть монументально-декоративное искусство. Я к тому, что иногда деятельность накладывает отпечаток на мышление, и долго порхающий по интернету ваятель уже не мыслит другими формами, кроме как тэги.

Сходить в галерею или в тот же художественный салон не займет много времени, но выйдете вы оттуда немного иным. Часто такая малость поможет вам по иному взглянуть на свою страничку. К сожалению, в Красноярске нет ни Ван Гога, ни Гогена, ни Сезанна. Но зато есть Рыбаков и Поздеев... и не только...

Как правильно настроить палитру

Для начала я просто рекомендую изучить имеющиеся у вас средства. Как устроена палитра, направления цвета, тона, света. Я привожу как пример фотошоповские палитры.

Цвет как факт Цвет как факт

Где тут что — должно быть понятно из картинки. Два нижних угла — это не совсем одно и то же. Если левый угол — это просто тон, то правый — цветной тон. Когда вы берете 100% черный тон (в RGB это R=0 G=0 B=0), то значения углов одинаковы. Но стоит вам только прибавить 1% света — то уже пикер почувствует разницу (цифровые значения будут различным), хотя для человеческого глаза пока еще все равно. Но на 5-10% даже человеческий глаз заметит отличия.

Цвет как фактЦвет как факт

Вот вам варианты рабочих палитр при одном выбранном оттенке цвета. Прием определения цветов тот же, как и при работе с тоном, но добавлена еще одна составляющая — насыщенность цвета. За фон я взял условную среднюю точку на произвольной прямой и имею рабочую палитру в обе стороны + максимальный цвет (белый) + максимальный тон (черный) + цветовой акцент (во всех трех случаях я применил один вариант красного). Сиреневая и красная линий могли бы не отличаться друг от друга ничем, кроме общей насыщенности всех цветов, но я умышленно за общий тон (фон в нашем случае) взял более светлый вариант. Особое внимание я прошу обратить на соотношение насыщенности цветов во всех трех вариантах. В первом (голубом) варианте — свет малонасыщен по отношению к двум другим составляющимю В третьем варианте (красном) он излишне насыщен. Ясно, что чисто условная прямая в данном случает не подходит, так как мы имеем равномерную цифровую модель цвета. Должна быть какая-то кривая с единицами измерения в виде геометрической прогрессии (или, может быть, что-нибудь с Фибоначчи...).

Цвет как факт

Взгляните на фотошоповский swatches (образцы)... Используя тот же прием (в данном случае как раз прямой линии или по диагонали), избрав определенный цвет в качестве фона, вы можете строить множество цветовых рабочих моделей. Вот что получилось у меня после некоторых экспериментов... Напомню, что для работы с цветом на сайте нам нужны общий тон (фон), свет, тон, цветовой акцент.

Цвет как факт

Опять же поспешу заметить, что подобные упражнения не самоцель, но и не пустая трата времени. В какой-то мере в процессе подобного поиска вы сумеете почувствовать близкое вам настроение, нужные вам оттенки. Данные схемы несут в себе только приемы работы с палитрой, а настоящие палитры более тонки, более настроены у каждого художника. Вы можете часами перебирать цвета, пока не отыщете, не почувствуете то, что вам надо. Но если вам удастся отыскать нужный оттенок, нужный цвет — ваше самоудовлетворение будет очень высоким, можете поверить. Да и чего говорить — вы сами знаете ощущение, когда вы входите на чей-то сайт с нестандартной палитрой.

Вариант 2. Нестандартные сочетания

Такой вариант невозможно описать никакой схемой. Такое рождается только из экспериментов и вдохновения. Но это и есть тот самый путь творческого наития, подвластный мастерам. К сожалению, из-за долгого блуждания по достаточно стандартным сайтам глаз притупляется, а цветовое мышление сужается до минимума, до общераспространенных стандартов. Ведь и на черном фоне можно применить только серый, а можно и богатую гамму синих, зеленых, сиреневых и других. Все дело в вашем личном отношении. Так что можете смело забыть, все что я написал выше, и начинайте экспериментировать. И дай вам Бог...

Виктор Вязьминов

Рекомендуем почитать:
Типографская врезка
Размытие
Шаблоны баннеров №1 (468×60)


Оставить комментарий: